• Благоухал цветением Сад.

    Дедушка был садоводом. Во времена колхозного строительства, он сажал колхозные сады. Фактически я вырос в этом саду. Есть какая-то высшая справедливость, оказалось этот колхозный сад, напротив нашего дома, он посадил для меня.

    Судьбу его сына, Романа, мы не знали 70 лет. Я так и не могу понять, как же так, фактически мальчишка, только начинал жить. Еще ничего не было, ни любви, ни отцовства, только надежды. Арестован 11 апреля 1935, приговор 3 года. «17.03.1938 по постановлению тройки УНКВД по ДВК от 17.03.1938 расстрелян…» Тоесть, накануне освобождения. Чем руководствовались люди, которые принимали это решение? Что это? Упоение властью, или банальный садизм. И что, значит, мы по-прежнему живем с ними в одном обществе? С людьми которых власть в одно мгновение превращает в зомби. Я не думаю, что это можно замолчать. Это вопрос  невинной крови, этому нет срока давности. Явление не изжито, и оно будет повторяться снова и снова. Это замкнутый круг, общество должно преобразоваться и разорвать этот круг.

    • Пугачев Роман Карпович

    Родился в 1894 г., д. Ивановка Хотимского р-на Могилевской обл.; белорус; образование начальное; колхозник, колхоз «Чырвоная Пчелка». Проживал: Могилевская обл., Хотимский р-н, д. Ивановка.
    Арестован 20 ноября 1937 г.
    Приговорен: «тройка» 29 ноября 1937 г., обв.: 72 — Антисоветская агитация.
    Приговор: 10 лет ИТЛ Реабилитирован 8 октября 1960 г. Постан.Президиума Могилевского облсуда

    Источник: Белорусский «Мемориал»

    • Пугачев Роман Романович

    Родился в 1915 г., Белоруссия, Ходенский р-н, Ивановки с.; русский; образование незаконченное среднее специальное естественное; студент, Капланбекский зооветтехникум.. Проживал: Южно-Казахстанская обл. (Чимкентская), Сарыагачский р-н, Капланбек с..
    Арестован 11 апреля 1935 г. Келеский РО НКВД.
    Приговорен: Выездная сессия Казахское отделение Верховного суда РСФСР 16 августа 1935 г., обв.: 58-10 УК РСФСР.
    Приговор: 3 года ИТЛ Реабилитирован 13 июля 1990 г. Президиум Верховного суда Казахской ССР. за отсутствием состава преступления

    Я никогда не был в Хабаровске, где свершилось это преступление. Сам пейзаж я придумал.

  • Баярыня Морозова.

    Меня завораживает мужество и сила воли людей. Успешная, состоятельная женщина не позволяет себе компромисса, и сознательно идет на смерть во имя своих убеждений. Место её гибели, несет в себе какую- то печать возвышенности и силы. Яма, в которой она умирает, расположена на высоком берегу реки Протва. И чисто географически её не может изменить время. Этот пейзаж, последнее видение непреклонной души.

    «Протва в Боровске»

  • Гуси.

    Это памяти моего отца. Он был учитель математики. Жизнь три раза его обламывала. Первый в 10 классе, после ареста отца все от него отвернулись, «сын врага народа». Его призвали в армию за месяц до войны. Через несколько дней  после её начала, их сняли с занятий, готовили стрелком радистом, и отправили на борьбу с диверсантами. До этого, оружие в руках они еще не держали. Плен. В военном лагере, в Эстонии, его выбрал фермер, немцы позволяли эстонцам выбирать работников, это дало возможность бежать на восток. В лесах, под Полоцком встретил партизан Машерова, воевал до 5 июня 1944 года. (Через месяц освободили Минск). 5 июня 1944 года был второй плен. Здесь его взяли с семьёй, после тифа, весной, впервые увидел сына. В деревне, в партизанской зоне, остались на ночь, спасло то, что спрятал оружие. Утром, вошедшие в деревню немцы, подумали – семья, не партизаны, и не расстреляли.

    Он был счастлив своей работой, но крестьянская кровь давала знать, он жил второй жизнью, вел хозяйство. Гуси была его любовь. Первую свою награду, Орден Отечественной войны он получил 1962 году.

  • Проня.

    Это речушка в Могилевской области, Беларусь. Это самая кровавая река в Беларуси. Когда Советская Армия начала освобождать восток Беларуси, в 1943 году, она дошла именно до этого места. В начале войны, при стремительном отступлении, в тылу осталось много мужчин призывного возраста, теперь их призвали как врагов народа. И даже не одев гимнастерки, и не научив обращаться с оружием, как были, в портках, бросили на прорыв, на реке Проня. Из тысяч призывников, в живых остались 3-4.

  • Анатоль Сыс

    Адпусціце мяне, Курапаты,
    нават з куляю ў галаве,
    да дзяцей, да жаны, да хаты.
    Як там бацькаўшчына жыве?

    Як там сад мой? Абрыдлі сосны,
    нават камень не ўлежыць ніц.
    Я вярнуся, такі ўжо лёс мой –
    плакаць жвірам з пустых вачніц.

    Адпусціце мяне да хаты.
    Як жа так – прапусціць сяўбу?
    Я ж да смертухны быў аратым,
    я ж прашуся не на гульбу.

    А ў залог вам пакіну кулю,
    і – дадому, у Журавы!
    Зайду ў двор, абдыму матулю,
    пацалую, нібы жывы.

  • С точки зрения Жиля Делёза.

    У Жиля Делёза мы находим категорическое утверждение о креативности искусства: «Искусство не коммуникативно, искусство не рефлексивно. Искусство, наука, философия не созерцательны, не рефлексивны, не коммуникативны. Они креативны, и точка». Здесь он выводит искусство из сферы коммуникации, рефлексии и созерцания: то есть практик, инициированных вопросом – «что это значит?». Делёз утверждает превосходство акта творения в искусстве над актами его значимого функционирования в конкретных социально-исторических контекстах. Возможно, высказывание Делёза уже частично историзировалось по отношению к тому, что происходит с образами искусства в современной медиальной среде. Но тем не менее оно сохраняет такую энергию вопроса к намерению искусства «быть в этом мире», которую нельзя игнорировать.

  • К вопросу восприятия произведения.

    В свое время Владимир Набоков привел четкую формулу его восприятия художника и произведения: «… мне интересна частная греза». В искусстве, всегда, мы выделяем произведения, созданные по индивидуальным мотивам. Да, техническая сторона интересна. И в способе нанесения краски на поверхность, и в способе организации пространства на картине всегда были поиски и открытия.